Слово священника – В чем причина бед человеческих?

СЛОВО СВЯЩЕННИКА   

 В ЧЕМ ПРИЧИНА БЕД ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ?


«Во свидетели пред вами

призываю сегодня небо и землю:

жизнь и смерть предложил я тебе,

благословение и проклятие.

Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

 

Второзаконие, 30,19.


За годы, истекшие со дня Чернобыльской катастрофы, не без оснований было высказано множество различных гипотез и утверждений научно-технического, экономического, психологического и иного порядка, которые более или менее достоверно пытались объяснить ближайшие причины происшедшей трагедии и осмыслить ее масштабы. Но редко называлась (чаще стыдливо умалчивалась) основная причина, общая для всех бед человеческой истории, относительно которой все остальные причины лишь следствия - глубокое повреждение и извращение природы самого человека, рождающего эти катастрофы.

Как свидетельствует апостол Павел, по грехопадении прародителей человеческого рода в человека «вошел иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7,23).

Ум, высшая и наиболее активная часть духа, расчленился, потерял связь со своей родиной - сердцем и из созерцательной силы стал по преимуществу энергией мысли. Сузилось поле сознания. Свет ума перестал освещать сокровенные глубины микрокосмоса. Образовался подвал подсознания, откуда идут животные, темные, а то и прямо демонические импульсы.

Ум, огонь и свет души, высшее творение Бога, погас и омрачился. Некогда единый, простой, большой и царственный, в падении он раскололся, стал множественным, малым и дискурсивным, получил «закон  антиномичности», стал превратным (Рим. 1,28). Именно о нем, потерявшем ориентацию и выпавшем из божественной в ложную и негативную диалектику "мира сего” сказал Христос: «Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6,23).

Разноголосый хор утратившего гармонию микрокосмоса начал заглушать в человеке божественный голос. Из живого и личного Бог стал для человеческого сознания идеей, абстракцией, мыслью, понятием. Разделение человека от Бога повлекло за собой и другое - разобщение человека от полноты связи со всем тварным. Адам и его потомки как бы утеряли ритм творения, перестали цельно понимать мир, в котором живут, и щадить его. От этого, по апостолу, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,22).

Отрезав себя от живого и постоянного источника божественного Откровения, человек оказался обреченным на малопродуктивное подбирание бесчисленных осколков распавшейся в его сознании единой и цельной мозаики космического знания узкими методами научного анализа, основанного на сомнении и исследовании. Отсюда ведет начало порочный путь проб и ошибок, погони за знанием ради знания, знания через разрушение - от замученной на лабораторном столе собаки, до чудовищно опасных экспериментов с ядерной энергией, когда заложником смерти становится все божественное творение и сам человек.

Не в том ли причина всех человеческих бед, всех «чернобылей», что человек в гордыне своей не хочет сознаться самому себе, что в нынешнем состоянии он духовно ущербен, что лишь своими силами он не способен вырваться из этого бедственного положения, что ему нужна решимость позвать на помощь Того, от Кого он отвернулся - Отца и Создателя всей твари. Но здесь уже начинается религия - единственный путь к воссозданию самого себя и всего вокруг себя, в том числе и к жизнеутверждающему использованию внешнего знания, которое Бог благословил еще в раю - «наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1,28).

Быть может, эту краткую заметку уместно будет завершить словами известного афонского подвижника ХУН! века преподобного Косьмы Аитолоса, а вопрос, который он задает, не заставит ли крепко задуматься многих из нас?

Но прежде несколько слов о самом преподобном Косьме.

Подвизался он на святой Афонской горе. 4 августа 1779 года был замучен турками в Албании за исповедание православной веры. Был известен праведной жизнью. Его именовали «апостолом бедных». Еще при жизни Бог украсил его даром прозорливости и пророчества. Некоторые из его пророчеств явно приоткрыли страницы истории нашего века, в том числе и картины так называемого научно-технического прогресса.

«Мы увидим людей, летающих по воздуху, подобно черным птицам, и сбрасывающих огонь на землю».

«Придут времена, когда люди будут говорить друг с другом из отдаленных мест, например, из Константинополя с Россией, так, как будто они находятся в соседних комнатах».

«Мы увидим карету без лошадей, несущуюся по полю быстрее зайца».

Обращаясь к своим слушателям преподобный Косьма говорил:

«Дети мои! У Бога много имен, но главное имя - Любовь. Бога именуют Троица: Отец, Сын и Святой Дух - одна природа, одна слава, одно царство. Но мы должны любить Бога, братья, потому что Он дал нам такую большую землю, на которой могут жить тысячи людей. Он дал нам траву, ручьи, реки, моря, рыбу, день, ночь, огонь, небо, звезды, солнце, луну. И Он создал нас людьми. Он сделал нас православными христианами. Скажите же мне, дети, от всего сердца, кого вы любите больше - Бога или диавола?» (Цит. по: «Ангел Валаама» NQ2, 1992).

Действительно, разве не наши грехи лежат в основе всех наших бед? Не с ними ли надо бороться каждому 13 первую очередь, чтобы «чернобыли» В разных обличьях никогда не повторились.

 

Протоиерей Георгий ГОРБАЧУК,

ректор Владимирского епархиального

 духовного училища, г. Владимир


20.09.2017 Гость 0 1080