В субботу

В российский прокат выходит вторая режиссерская работа Александра Миндадзе. Фильм «В субботу», повествующий о первом дне после чернобыльской катастрофы, подводит к максиме, что привычка— вторая натура, и атомный взрыв ничего не поменяет.

26 апреля 1986 года в ночь с пятницы на субботу от печально известного городка Припять по направлению к Чернобыльской АЭС бежит молодой усатый партработник Валера (Антон Шагин). Повсюду пожарные машины, туда-сюда снуют люди, а где-то рядом ночным заревом светится взорванный четвертый энергоблок. В какой-то комнатушке Валера подслушивает, как ученые наперебой галдят про воздушный букет из цезия, стронция и плутония, а какой-то мужик в пиджаке, явно приближенный к центру, срываясь, орет, что реактор вообще-то безаварийный. Ясно одно— паники быть не должно. Суббота— выходной, в продуктовый завезли румынскую водку, кто тут захочет поверить в какой-то взрыв.

В Чернобыль как на свиданье

Дальше, уже под утро, Валера прибежит обратно в Припять. В женском общежитии он схватит за руку Веру (Светлана Смирнова-Марцинкевич), которой глазами признается в любви, и потащит ее на вокзал. На поезд, правда, пара опоздает, но из радиоактивного города не уедет по другой причине. Причина эта настолько универсальна и понятна каждому, что становится удивительно, почему Берлинский кинофестиваль не разглядел этого простого и даже очевидного посыла. По этой же причине было крайне нелепо снимать с проката фильм в Белоруссии, опасаясь, что он разочарует ликвидаторов последствий аварии на атомной станции.

 

Авария на Чернобыле у Миндадзе— лишь событие, побуждающее к действию. Судьба дает Валере такого сильного пинка под зад, что тот, как заведенный, носится в поту с обрывками фраз на протяжении всего фильма. По сути ему одному даруется знание, с которым он просто обязан сбежать из проклятой и спившейся Припяти куда угодно и начать новую жизнь, с усами или без них. Но, вопреки здравому смыслу, Валера остается. Остается ради девушки, которая, кажется, его и не любит вовсе, остается ради старых дружков, у которых барабанил когда-то в группе, остается, наконец, ради раскуроченного реактора, каждый день к которому ездил, как на свидание.

Вторая натура

Привычка, грозящая необратимыми процессами, у Миндадзе оказывается сильнее инстинкта выживания. Желание остаться в родном болоте со знакомыми рылами и субботними пьянками в какой-то момент перерождается уже в русский народный авось— когда датый жених, руками набив рот оливье, кричит Валерке: «Даже тысяча рентген не положат русский член!» И как быстро бы ни бегал Валера, он обречен лишь наматывать круги вокруг реактора. От себя не убежишь, а привычка— вторая натура.

В отрыв

Александр Миндадзе родился в Москве 28 апреля 1949 года. Первый полнометражный фильм по его сценарию «Слово для защиты» в 1976 году снял Вадим Абдрашитов. С тех пор этот тандем просуществовал долгие годы, создав картины «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Армавир» (1991), «Магнитные бури» (2003). В 2005 году по сценарию Миндадзе Алексей Учитель снимает «Космос как предчувствие», призера главных российских кинопремий— Московского кинофестиваля, «Золотого орла» и «Ники». В 2007 году Миндадзе дебютирует в режиссуре с фильмом «Отрыв», премьера которого состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля. Помимо этого Миндадзе— заслуженный деятель искусств РСФСР (1984) и лауреат Госпремии СССР (1991).

Феномен катастрофы— старый пунктик Миндадзе. Крушение кораблей, самолетов, поездов, а теперь еще и атомного реактора всегда разделяли биографию его героев на «до» и «после». Субботний день для Валеры— это безвременье, пограничное состояние, из которого в теории можно выйти с новой жизнью, но на практике— остается только смириться с максимой «где родился, там и сгодился». Понятно, что от такого азарта человеческую речь начинают заменять междометия и словосочетания.

Но если словесная лапидарность, как и катастрофы, в сценариях Миндадзе— не открытие, то теперь, став режиссером, психологию надлома он буквально перенес и на операторскую работу. Камера румынца Олега Муту, снявшего каннского призера-2007 «4 месяца, 3 недели и 2 дня», просто срывается с цепи, дергано бегая за затылком Валеры почти весь фильм. Как правильно уже было сказано, Миндадзе снял русский, даже советский, вариант «Входа в пустоту» — зрительно сложное для восприятия, но безапелляционное высказывание о том, что в жизни возможны только круговые процессы, никак не прямолинейные.

О фильме:

Год 2011

Страна: Россия, Германия, Украина

Актёры: Светлана Смирнова-Марцинкевич; Станислав Рядинский; Вячеслав Петкун; Сергей Кузькин; Алексей Демидов; Василий Гузов; Сергей Громов; Антон Шагин

Режиссер: Александр Миндадзе

Сценарий: Александр Миндадзе

Продюсер:Александр Роднянский;Олег Кохан;

 Сергей Мелькумов;Дмитрий ЕфремовМатиас ЭшеАлександр Миндадзе

Оператор: Олег Муту

Художник: Денис Бауэр

Монтаж: Даша Данилова, Иван Лебедев

Жанр: драма

Премьера (мир): 14 февраля 2011

Премьера (РФ): 24 марта 2011, «Кино без границ» 

Время: 99 мин.

Ролик:

 

Это интересно:

Большая часть съемок проходила в городке Светлодарск (Донецкая область, Украина). При этом съемочная группа жила в местном профилакториии.

Производство:

1. Bavaria Film

2. Нон-стоп Продакшн

3. Sota Cinema Group

Прокат:

1. Россия Кино без границ

         Россия 

Постеры:






20.09.2017 Гость 1 1014
трейлер ппц заинтересовал))ZeniT21   (20.04.2011)