В Германию вопреки массовым протестам прибыл состав с ядерными отходами

На протяжении последних дней внимание немецких политиков, общественности и СМИ было приковано к одному-единственному поезду, следовавшему из Франции в Германию. Состав перевозил 123 тонны радиоактивных отходов в подземное хранилище Горлебен. В результате многочисленных акций экологов и противников атомной энергии, вышедших на рельсы, состав опоздал более чем на десять часов. Тем не менее, волна недовольства еще не улеглась. Все произошедшее может ухудшить позиции правительства Ангелы Меркель. Немецкие "Зеленые", наоборот, находятся на пике популярности.

Состав отправился в пятницу, 5 ноября, из Каэна в Нормандии, где находится завод La Hague, принадлежащий французской атомной компании Areva. На заводе использованные топливные стержни из урана или плутония подвергаются переработке: в результате часть атомного топлива становится вновь пригодной для повторного использования, другая - идет в отходы. Упомянутый поезд перевозил отходы, полученные после переработки ядерного топлива с немецких АЭС. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью, захоронены они должны были быть также в Германии, в Нижней Саксонии.

Железнодорожный путь, заблокированный протестующими. Фото (с)AFP
Железнодорожный путь, заблокированный протестующими. Фото (с)AFP

Противники атомной энергии, вознамерившиеся воспрепятствовать этим планам, были настроены весьма решительно. 1 ноября активисты из "Отряда Себастьяна Бриарда" подожгли кабель городской берлинской электрички S-Bahn, что привело к частичной остановке и нарушению движения поездов. В своем обращении члены "отряда" заявили, что "повсеместный сбой в работе Deutsche Bahn должен показать, что сообщники атомной мафии нигде не смогут чувствовать себя спокойно". Примечательно, что отряд носит имя активиста французского движения против атомной энергии Себастьяна Бриарда, который погиб в 2004 году, когда, пытаясь помешать отправке состава с атомными отходами, попал под поезд.

Иными словами ни для кого не было секретом, что перевозка радиоактивных отходов из Франции в ФРГ будут сопровождаться многочисленными акциями протеста. Тем не менее, такого масштаба, пожалуй, никто не ожидал. Состав еще не успел покинуть Францию, как уже был вынужден остановиться: около 30 членов французского движения против атомной энергии приковали себя наручниками к рельсам. На место прибыла полиция, которая спустя несколько часов смогла отцепить протестующих от железнодорожного полотна и освободить путь поезду. Однако это было всего лишь начало. Куда более серьезное препятствие ждало состав на французско-немецкой границе.

В городе Берг (Berg) в Рейнланд-Пфальце к середине 6 ноября собрались около 1000 человек, которые блокировали железнодорожное полотно. Чтобы избежать возможной эскалации противостояния, которое бы неизменно последовало, если бы полиция начала операцию по разгону протестующих, состав был вынужден изменить маршрут. Вместо Берга поезд пересек границу в городе Кель (Kehl) в Баден-Вюртемберге, но и там не обошлось без происшествий. Три активиста движения Greenpeace спустились на тросах с железнодорожного моста моста Kinzig-Bruecke, развернув протестный плакат. Это привело к новым задержкам в движении поезда, который смог продолжить путь только в 18 часов и вскоре после этого прибыл в Карлсруэ.

"Щебенщики". Фото (с)AFP
"Щебенщики". Фото (с)AFP

В это же время 6 ноября перед атомным хранилищем в Горлебене прошел многотысячный митинг противников ввоза радиоактивных отходов, который, по данным устроителей, собрал 50 тысяч человек, среди них множество местных фермеров, которые приехали на тракторах. В митинге протеста приняли участие оппозиционные политики: сопредседатель "Зеленых" Клаудиа Рот и глава фракции "Левые" Георг Гизи, который сам сел за руль трактора. Присутствующие посетили, в частности, "Кладбище для депутатов бундестага, погибших при взрыве" - инсталляцию, созданную в 2001 году художником Францем Хартманом (Franz Hartmann), которая состоит из 738 бетонных крестов, расположенных в соответствии с расстановкой депутатских кресел в бундестаге. Это символичное кладбище будущего, созданное специально для того, чтобы было, где упокоить депутатов, если случится взрыв на АЭС.

Митинг прошел мирно. Однако по мере того, как состав продвигался к пункту своего назначения, обстановка постепенно накалялась. Около 5 часов утра поезд с радиоактивными отходами был задержан в городе Бебра (Bebra) в Гессене: два активиста движения против атомной энергии спустились на веревках с моста, высотой 75 метров и повисли над полотном. Еще около 50 человек сели на рельсы. Полиция их оттащила. Потом поезд, как сообщает TAZ, на тихой скорости "прополз" под висящими на тросах активистами, которые из-за проводов не смогли опуститься ниже.

Около 7 часов состав въехал на территорию Нижней Саксонии, а в 9 часов прибыл в Ганновер. В это же время от 1000 до 3000 противников атомной энергии, расположившихся рядом с населенным пунктом Метцинген (Metzingen) неподалеку от Горлебена, стали пробираться через лес к железнодорожному полотну. Среди них были несколько сот активистов движения из инициативной группы "щебенщиков", главная цель которых заключалась в том, чтобы, достигнув железнодорожного полотна, разбросать в сторону щебень с железнодорожной насыпи и, таким образом повредив полотно, остановить движение поезда. Итогом стали столкновения с полицией, охранявшей железнодорожные пути, которая применила дубинки, водометы и слезоточивый газ.

Полиция тушит подожженный протестующими бронетранспортер. Фото (с)AFP
Полиция тушит подожженный протестующими бронетранспортер. Фото (с)AFP

По словам очевидцев, лес вокруг железной дороги заволокло облаками газа. Со своей стороны протестующие применили против полиции баллончики с перечным газом, а также кидали в стражей порядка файеры и мелкие камни. Около 10 часов активисты движений против ядерной энергии облили смолой и подожгли находившийся в лесу бронированный полицейский автомобиль. Одновременно протестующие сменили тактику: они стали нападать небольшими группами на протяженном участке железнодорожного полотна, быстро разбрасывая щебень, и, пока подбегала полиция, успевали убежать. Эта игра в "кошки-мышки" продолжалась почти весь день.

Кроме того, местные фермеры заблокировали тракторами редкие лесные дороги, по которым полицейские, охранявшие железнодорожное полотно, получали еду и подкрепления. В середине дня поезд вновь вынужден был остановиться, так как неподалеку от Целле несколько активистов приковали себя к железнодорожному полотну. Состав смог продолжить движение лишь около двух часов дня. Наконец в четыре часа, с 10-часовым опозданием, состав прибыл в предпоследний пункт своего маршрута - город Люнебург (Lueneburg). Спустя час он отправился в Данненберг (Dannenberg), где контейнеры с ядерными отходами должны были быть перегружены на колесные тягачи и доставлены в Горлебен. Поезду оставалось преодолеть 50 километров по одноколейке, но в этот день их пройти уже не удалось.

Состав был вынужден остановиться в 30 километрах от Данненберга. Недалеко от городка Харлинген (Harlingen) от 2000 до 3500 человек вышли на рельсы. Полиция сначала попыталась им помешать, приняв их за "щебенщиков", намеревающихся повредить железнодорожное полотно, однако, увидев, что ей противостоят мирные протестующие, отступила. Кроме того, сами полицейские к концу дня были уже на пределе своих сил. Как отметил глава полицейского профсоюза Райнер Вендт, некоторые люди находились на ногах около 30 часов. Кроме того, демонстранты заняли участок пути между двумя склонами, и служащим правопорядка пришлось бы на руках вытаскивать их в гору.

Фото (с)AFP
Фото (с)AFP

Тем не менее, протестующие также были измотаны. Многие замерзли, проведя на рельсах в лесу по несколько часов. Чтобы согреться, люди танцевали. Наконец, ближе к вечеру многие покинули акцию протеста и разошлись по домам, так как на следующий день, в понедельник, многим надо было выходить на работу. В первом часу 8 ноября полиция начала метр за метром очищать полотно. Тех, кто отказывался уходить, вытаскивали на руках. Некоторые пытались сопротивляться и были задержаны. Точное число всех задержанных за несколько дней протестов не сообщается, но, по некоторым данным, их было около 1000 человек. Утром 8 ноября состав прибыл в Данненберг, где началась разгрузка контейнеров на тягачи, которая должна занять около 15 часов.

После этого грузовикам предстоит преодолеть еще 20 километров до Горлебена. К атомному хранилищу от Данненберга ведут две дороги. Как отмечает Spiegel, обеспечить оцепление на всем участке пути полиции не удастся. Не исключено, что протестующие вновь смогут заблокировать дорогу. Путь "атомного каравана", таким образом, еще не закончен. Тем не менее, произошедшее уже вызвало острую дискуссию в политических кругах. Ангела Меркель выступила с заявлением, осудив действия "щебенщиков", которые пытались повредить железнодорожное полотно. Меркель отметила, что уличные протесты граждан являются неотъемлемой частью политической культуры Германии, но они не должны переходить границ и ставить под угрозу жизнь других людей.

Меркель поддержал министр окружающей среды Норберт Реттген, заявивший, что радикалы своими действиями лишь дискредитируют право граждан на проведение демонстраций. Со своей стороны, "Зеленые", как это уже было в случае с вокзалом в Штутгарте, попытались оседлать волну недовольства и потребовали вынести вопрос об атомном поезде на обсуждение в бундестаг. Секретарь парламентской фракции "Зеленых" Фолькер Бек заявил, что эти "крупнейшие за все время демонстрации" свидетельствуют о том, что консенсус в вопросе об атомной политике ушел в прошлое. Со своей стороны сопредседатели "Зеленых" Клаудиа Рот и Джем Оздемир пригласили участников протестов против строительства вокзала в Штутгарте и тех, кто выступил против захоронения отходов в Горлебене, "отбросить страх" пред политикой и влиться в ряды их партии.

20.09.2017 Destroy 0 679