Критики не поняли фильма о Чернобыле

Показанная в разгар фестиваля вторая режиссерская работа известного сценариста Алесандра Миндадзе «В субботу» (Украина, Россия, Германия) о расцвете жизни в минуту смертельной опасности Чернобыльской аварии и фатальной невозможности бегства человека от себя самого, была принята в Берлине как непростой ребус, разгадка которого раскрывает новые грани загадочной славянской души... 

«Фильм из тех, что порождает десятки трактовок. Одна из главных — он разоблачает основы советского мифа, целиком построенного на смерти и героизме: люди привыкли ощущать радость только в ситуации испытания и легко идут навстречу гибели, - отметил в своей рецензии кинокритик Юрий Гладильщиков.

По мнению обозревателя газеты RBK daily Марины Латышевой, «Идея, очевидно, не только в том, чтобы рассказать о человеке, который должен выбирать между партийным обязательством молчать и желанием рассказать обо всем людям. Но и в том, чтобы передать его ощущения запертости внутри обреченного города, чувства горожан, которые толком не поняли, что произошло, но уже осознали, что что-то изменилось».

Дебора Янг из Hollywood Reporter отмечает блестящую игру актерского ансамбля «В субботу», а эмоциональность Антона Шагина сравнивает с манерой игры британца Дэвида Тьюлисса («Обнаженная» Майка Ли, «Осажденные» Бернардо Бертолуччи). По ее мнению, фильм обладает теми заслугами, которые могут позволить ему стать эмоционально ошеломляющим памятником крупнейшей ядерной катастрофы мирового масштаба, хотя в какой-то момент сценарий начинает буксовать.
 
Автор рецензии в журнале Variety с названием «Не в силах уйти» сетует на сложность восприятия картины из-за приближенности камеры к героям, а также непонятности для неславянского зрителя советской ментальности, когда человек вместо того, чтобы уходить из проклятого места, погружается в обыденную жизнь.
Screen International прогнозирует скорее фестивальную, чем зрительскую успешность фильму и называет «В суббуту» «неровной, взвинченной, но гипнотизирующей картиной танца смерти. И хотя первая сцена, казалось бы, сулит зрителю арт-хаусный вариант классического фильма-катастрофы, на деле работа Миндадзе оказывается настолько особенной и стилистически сильной, что ее открытая непреклонность в отображении человеческой паники сокрушает зрителя. Хотя и вызывает сомнения, что люди в реальности способны вот так мгновенно переходить от объятий к драке».

«Фильм Александра Миндадзе «В субботу» содержит «обманку» для зрителя, - уверен кинокритик Валерий Кичин («Российская газета»). - И только раскусив эту «обманку» зрители смогут по-настоящему увидеть фильм. А если не раскусят - уйдут разочарованными».

Билеты на показ ленты, повествующей о первых сутках с момента взрыва на атомном реакторе, о субботе «незнания», были раскуплены в первый же день, когда кассы Берлинале открыли свои двери. А кассовые табло с названием «В субботу» уже давно помечены красным цветом – билетов на картину в продаже нет.
 
В тройке главных киносмотров мира (Берлин, Канны, Венеция) Берлинале всегда выделяется своей ориентированностью на простого зрителя, и потому оргкомитет фестиваля уже заявил, что, возможно, придется устраивать дополнительный показ картины «В субботу».
 
Премьеру ленты на Берлинском фестивале представили режиссер Александр Миндадзе, актеры Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Вячеслав Петкун, а также продюсеры Олег Кохан, Александр Роднянский и Матиас Эше. «Наши ожидания сбылись - мы встретились с вами. Чем больше людей увидят фильм - тем лучше, мы для этого работали», - сказал Александр Миндадзе после премьеры.  

Премьера и прокат фильма «В субботу» в Украине и России запланированы на весну 2011 года.
26.09.2017 Destroy 0 602